Как распознать задержку речевого развития у ребенка? - информационный раздел АСНА
0
0
Нижний Новгород
Ваш регионНижегородская область
Для производителей 8-831-429-13-57
  1. Главная
  2. Статьи
  3. Как распознать задержку речевого развития у ребенка?

Как распознать задержку речевого развития у ребенка?

Многим известна удивительная история Альберта Эйнштейна, который родился ослабленным и не разговаривал до 4 лет. «Все дети развиваются в своем собственном темпе» — это распространенная фраза, с которой сталкиваются родители, когда ищут объяснение задержке развития ребенка. На сегодняшний день специалисты утверждают, что подход «жди и смотри» к детям, которые говорят поздно, является результатом неправильных представлений и может иметь свои последствия в будущем. Мы знаем, что существуют определенные вехи, которые должны быть достигнуты в конкретном возрасте. Когда есть повод для беспокойства и как помочь крохе преодолеть речевые трудности?

Нормы и признаки задержки развития речи

Не стоит ориентироваться на развитие соседского ребенка. Даже малыши, к году скандирующие длинные четверостишья, могут нуждаться в поддержке специалиста по поводу гиперактивности или других проблем с общением. Таблицы, гуляющие по блогам и сайтам для мам часто очень ориентировочны, а иногда и вовсе включают устаревшие сведения. Может быть трудно определить, является ребенок просто незрелым в своей способности общаться или имеет проблему, требующую профессионального внимания. Норма, признаки и диагноз ЗРР часто очень разнятся в контексте и временных промежутках. Например, нормой является появление слова «мама» и «папа» к 9 месяцам – а вот поводом для серьезного беспокойства будет являться их отсутствие к 18 месяцам.

Поэтому разработана система «красных флагов» ЗРР и атипичного развития малыша. Весомый повод обратиться к специалисту, если ребенок не делает следующее:

  • До полутора лет. Способен следовать одношаговым инструкциям. Смотрит и указывает на 5-10 объектов, названных родителями. Называет близких: мама, папа, баба и т.д. Имитирует речь взрослых.
  • До двух лет. Словарный запас расширяется до 25 слов. Указывает на картинки или части тела. Показывает на пальчиках свой возраст. Хорошо развито общение жестами. Могут отсутствовать фразы.
  • До двух с половиной лет. Отвечает устно и кивает на вопросы. Появляются первые уникальные сочетания существительного и глагола: «Киса
  • Три года. Понимает предлоги или слова действия. Следует двухэтапным указаниям: «Возьми мяч и дай маме». Использует по крайней мере 200 слов. Просит вещи по их названию.
  • К 4 годам ребенок должен быть в основном понят, даже людьми, которые его не знают.

В любом возрасте «красным флагом» и тревожным признаком задержки является:

  • Повторение фразы в ответ на вопросы (эхолалия).
  • Регресс или потеря ранее приобретенных навыков.

Причины ЗРР

Большинство отечественных и зарубежных авторов сходятся во мнении, что в преимущественном количестве случаев причина ЗРР не будет достоверно установлена.

Причины ЗРР можно условно разделить на первичные и вторичные. Вторичные являются следствием иной, чаще медицинской проблемы и наблюдаются при аутизме, детском церебральном параличе, патологии слуха. В некоторых случаях более чем один фактор способствует задержке речи.

  • У многих детей причиной задержки речи являются орально-моторные нарушения. Проблемы в областях мозга, ответственных за речь затрудняют координацию губ, языка и челюсти, которые участвуют в правильном произношении.
  • Дефекты ротовой полости, например, проблемы с языком или нёбом или короткая уздечка (складка под языком), которая может ограничивать движение языка.
  • Психосоциальные проблемы, такие как отсутствие внимание к ребенку.

Некоторые специалисты выделяют так называемую «группу риска», к которой относятся дети мужского пола, недоношенные или с низким весом при рождении, с историей задержки речи у близких родственников. Стоит отметить, что мамам сыновей часто дают совет «просто подождать». Мальчики действительно чаще и дольше молчат, но мужской пол сам по себе — это не причина и сыновья также нуждаются в своевременной помощи. Недоношенность часто сопровождается внутриутробным кислородным голоданием головного мозга с последующими орально-моторными симптомами, но не обязательно приводит к ЗРР.

Диагностика ЗРР

Для диагностического поиска причин и последующего эффективного лечения ЗРР может быть задействована большая команда команда: педиатр, невролог, психиатр, психолог, ЛОР, дефектолог. Могут быть назначены очень узкоспециализированные методы обследования, такие как МРТ головного мозга или электроэнцефалография.

Первым специалистом, оценивающим развитие речи малыша, чаще всего становится логопед. Для диагностики используется беседа в игровой форме и некоторые специальные тесты и шкалы оценки. Родители обращаются самостоятельно, при направлении в дошкольное учреждение или по рекомендации смежного специалиста. Профессионал всегда проводит оценку языковых навыков в контексте общего развития.

Что оценивает логопед?

  • Звуковое развитие и четкость речи.
  • Орально-моторную функцию: как рот, язык и небо ребенка работают при произношении.
  • Другие способы общения ребенка: кивки, жесты.

Лечение задержки речевого развития

Если у ребенка нет потери слуха, основная терапия - логопедия. Физическая активность и занятия на развитие мелкой моторики могут быть полезны, если у ребенка плохой мышечный тонус, который препятствует речевой деятельности. Терапия включает задания на развитие головного мозга и сенсорные упражнения. Часто процесс контролирует невролог и другие узкие специалисты.

Лекарственная терапия ЗРР

Вместе с развивающими и коррекционными занятиями детям с задержкой развития речи, как правило, курсами назначается терапия, которая достоверно улучшает результаты работы логопеда-дефектолога.

  • Детям с повышенной возбудимостью и тревожностью могут быть назначены фитосборы с успокоительным действием: валериана, корень пиона, пустырник, шалфей и т.д. Когда необходим тонизирующий эффект: элеутерококк, женьшень, лимонник китайский и другие сборы.
  • Для лечения и профилактики применяются витаминно-минеральные комплексы. Большое значение для становления нервной системы имеют витамины группы В, они улучшают функцию мозга.
  • Используются ценные аминокислоты, например, глицин. Он участвует в обработке моторной и сенсорной информации, связанной с движением, зрением и слуховой передачей. Также помогает при расстройствах сна, памяти, умственной деятельности, при стрессе, тревоге и даже тяжелых психических заболеваниях.
  • Как правило, у детей с ЗРР есть сопутствующие неврологические и поведенческие особенности и симптомы, поэтому целесообразно применение препаратов с комбинированным действием. Это группа препаратов, улучшающих функцию мозга - ноотропы. Известными представителями являются Кортексин, Гопантеновая кислота и Пирацетам. Каждый способствует стимуляции обмена веществ в тканях головного мозга, но обладают разным составом и продолжительностью курса. Кортексин содержит нейропептиды, аминокислоты, витамины и минеральные вещества. В том числе в состав препарата входят глицин и витамины группы В, что позволяет эффективно провести короткий курс с хорошим эффектом. Многие из ноотропов назначаются в уколах, и родители часто игнорируют такое лечение. Курс из 10 уколов, как в случае с Кортексином, переносится гораздо легче длительного приема таблеток, а эффективность сохраняется до 6 месяцев. Взвесив все преимущества, родители обычно оказываются на стороне инъекций и успешно преодолевают ЗРР.
  • По показаниям могут быть назначены противоэпилептические препараты, антипсихотики и антидепрессанты.

Физиотерапия

Применяется для коррекции тонуса мышц артикулярного аппарата, улучшения кровообращения головного мозга и центров речи. По рекомендации физиотерапевта это может быть воздействие током слабой силы, электрофорез, магнитотерапия, лазеротерапия.

Массаж

Применяется как общеукрепляющий массаж, так и отдельных зон: шейно-воротниковой, ладошек. Также очень эффективен массаж лица, когда специалист прорабатывает щечки, рот и подбородок ребенка, укрепляя мышцы. Логопед может выполнять массаж непосредственно языка и прилегающих тканей с помощью специальных инструментов.

Хирургическое вмешательство

Выполняется детям с патологией и повреждением речевого аппарата. Это могут быть мелкие вмешательства на уздечке или большие реконструктивные пластические операции.

Прогноз и профилактика ЗРР

Вероятность возникновения трудностей и ЗРР напрямую связана с выраженностью нарушений. Чем лучше малыш говорит в дошкольном периоде – тем лучше прогноз. Дети, у которых речевые и языковые нарушения сохраняются после пяти с половиной лет, имеют излишнюю тревожность и трудности в общении со сверстниками. В начальной школе они хуже читают, появляются проблемы с письмом и пунктуацией по сравнению с детьми без речевых нарушений. Преодоление расстройств развития речи важно начать как можно раньше.

Лучшая профилактика задержки речи – внимание к состоянию малыша. Ранний подход к проблеме ЗРР способен значительно повлиять на дальнейшее развитие. Не игнорируйте диспансерный прием невролога. Сообщите доктору если ребенок плохо спит, зажат и тревожен. Желательно посетить логопеда в возрасте 2,5 лет для оценки речевого развития.

Читайте также: